История бани и ее традиции

То, что мы называем русской баней, возникло задолго до Киевской Руси. Еще Геродот писал о народах степного Причерноморья, что “они льют воду на камни и парятся в хижинах”. Есть мнение, что говорил он именно о скифах, в которых многие литераторы и историки видят наших предков. Сегодня, чтобы построить собственную баню, достаточно обратиться к специалистам artsauna.com.ua

Прадеды и пращуры славянских и германских племен знали о том, что такое баня. Археологические раскопки позволяют понять, что возраст предков бани составляет около 5 тысяч лет относительно нашего времени. Она у старых языческих народов была уникальным храмом. Известные веники из березы, которыми парятся в парных, произошли от тех, что пастухи заготавливали скоту на зиму. Кстати, и в Восточном мире уделялось большое внимание личной гигене. Нечто подобное баням европейцев там встречалось часто.

Баня – это не только чистота. Это еще и путь к спокойствию, и лечение, и массаж. Важность бань в лечении понимал и князь Владимир, приказавший массово строить “заведения для немогущих” (больных). Согласно преданиям, в бане был вылечен строитель Софийского храма в Новгороде, городской “мастер Петр”. Стар был этот человек, болен. Он испугался, что может не успеть выстроить храм. Но в бане старик вылечился и блестяще окончил стройку.

Английский путешественник Джеймс Александер советовал иностранным гостям посещать баню, считая ее и достопримечательностью и средством исцеления от многих болезней. Он говорил, что славянин посещает баню в субботу так же, как английский рабочий – паб и пивную.

В среде славян отношение к бане особенно божественное. Ни в одних мировых верованиях, кроме славянских, не было бога чистоты. И это касалось даже самих римлян, обожавших бани и сделавших их какими-то клубами для собраний. Возможно, и славяне устраивали застолья либо в самой бане, либо после нее. Но нигде не было божества чистоты.

А у славян существовал в языческие времена бог по имени Банник. В сознании русских людей он жил аж до начала прошлого столетия. Ему крестьяне подавили блюдечко с молоком, чтобы “пустить в баню, не прогневаться”, он был вторым домовым. Так важна роль бани в культуре славянских народов.

Много ритуалов посвящалось родственнику Домового. На свадьбу мать невесты готовила хлеб с солью. Его прятали в скатерть, а сразу после бани молодожены должны были попробовать этот хлеб. Банника девушки вспоминали на святки, гадая о суженом. С этой целью они подходили в полночь к бане.

Семья и дети у наших людей были священны как символ чистоты, в том числе и духа. Потому все семейные обряды и были связаны с дедом Банником. С принятием Русью Крещения церковь попыталась запретить баню, считая ее развратным местом — ведь там люди скидывали с себя всю одежду. Но она вынуждена была смириться с ними, ведь нельзя было изжить любовь славян к чистоплотности.